Правительство пошло навстречу нефтяникам по ценам на бензин
10 лет в стремлении быть первыми

Правительство пошло навстречу нефтяникам по ценам на бензин

Принятое по итогам совещания вице-премьеров с представителями нефтегазовых компаний решение «создаст условия для изменения конечных розничных цен не выше годовой инфляции», сообщили в правительстве.

На совещании у вице-премьеров Александра Новака и Дмитрия Григоренко 10 марта с представителями нефтегазовых компаний и профильных ведомств обсудили ситуацию на рынке бензина и дизельного топлива. По итогам встречи было решено «откорректировать» цену внутреннего рынка, заложенную в формуле действующего демпферного механизма, на уровень фактических темпов роста розничных цен в 2019–2020 годах, говорится в сообщении пресс-службы правительства.

Демпфер нужен для поддержки стабильности цен на топливо на внутреннем рынке, вне зависимости от колебания стоимости нефти в мире: при высоких экспортных ценах на нефть НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза, а при очень низких, наоборот, должны заплатить в бюджет. Но с начала 2021 года индикативная цена на бензин и дизтопливо (оптовая цена, которую устанавливает правительство), заложенная в формулу демпферного механизма, росла быстрее розничной (не должна превышать темпы инфляции), поэтому рентабельность АЗС сильно упала.

«Это (изменения, принятые на совещании 10 марта. — РБК) должно улучшить экономику нефтеперерабатывающего сектора и создать условия для изменения конечных розничных цен не выше годовой инфляции», — подчеркивается в сообщении на сайте правительства.

В 2018 году, после того как на топливном рынке взлетели цены, правительство сначала их заморозило, а затем запустило демпфирующий механизм для стабилизации доходов компаний и цен на АЗС.

В конце января 2021 года предправления «Газпром нефти» Александр Дюков предложил индексировать демпфер в пределах инфляции, а не на 5%, как сейчас предусмотрено демпферным механизмом. «Сквозная маржа (маржа от переработки нефти на НПЗ до сбыта нефтепродуктов. — РБК) постепенно начинает сжиматься. Речь идет о том, чтобы индексировать демпфер, но не на 5% в год, как сейчас. Если розничные цены растут на 1,5–2%, то проводить индексацию [индикативных цен] нужно в том же размере», — говорил он. На совещании 10 марта, по сути, согласились с этим предложением — демпфер будет рассчитываться с использованием фактических темпов роста розничных цен, говорится в сообщении пресс-службы правительства.

Еще в конце февраля Минфин сообщал о готовности скорректировать индикативные цены и индексировать их только на 1%, но лишь с 2024 года. Но это не устроило нефтяников. Ведомство, по сути, признало правоту компаний в том, что для стабильности внутреннего рынка требуется более умеренный рост акцизной нагрузки на реализацию бензина и дизельного топлива, говорил РБК источник в одной из крупных нефтяных компаний. При этом министерство отложило реализацию решения на три года, указывал он. «Такая отсрочка очевидно правильного решения в лучшем случае приведет к стагнации топливно-заправочного бизнеса в период до 2024 года, поскольку маржа реализации на внутреннем рынке уже сейчас близка к нулю или отрицательна. В худшем сценарии развития событий, особенно если продолжится дальнейший рост цен на нефть на фоне слабого курса рубля, действующая формула демпфера приведет к тому, что рентабельность АЗС станет долгосрочно отрицательной, а это уже может сказаться на надежности топливообеспечения внутри страны», — предупреждал он.

Источник:
https://www.rbc.ru/economics/10/03/2021/6048d0139a7947494da1021b